“Реал политик” или “протоколы армянских мудрецов”
Источник: Арминфо, 27.04.2010
Интервью кандидата технических наук, эксперта по управлению Арутюна Месропяна информагентству АрмИнфо
Г-н Месропян, можно ли после заявления президента Армении говорить о кончине «футбольной дипломатии» и к чему она привела Армению?
С наступлением эры «футбольной дипломатии» начался «расцвет» прагматизма и реализма по-армянски, или, как сейчас модно говорить, – «реал политик». «Достижением» такого подхода стали злосчастные протоколы, подписанные Арменией и Турцией 10-го октября 2009г. Так как протоколы – результат нашей «инициативной» внешней политики, их можно назвать «протоколами армянских мудрецов». Когда же, после их подписания, в ускоренном режиме был изменен Закон РА «О международных договорах» на предмет отзыва подписей и появились комментарии Конституционного суда, стало ясно – мы пытаемся «задним умом» выправить ситуацию. То есть: либо это не наша «инициатива», либо, что еще хуже – «инициатива» просто не просчитана. В частности, настораживает тотальный PR «инициатив» провластными и «оппозиционными» политиками, «придворными» бизнесменами, политологами, востоковедами и тюркологами, буквально «прописавшихся» в армянских СМИ. Эти «говорящие головы» в стиле «Одобрямс!» вдалбливают нации новейшую армянскую люмпен-идеологию 21-го века. К счастью, армянская мысль не полностью люмпенизирована.
Объявив об отзыве протоколов из Национального Собрания, президент отметил, что подпись Армении под ними остается. Казалось бы, – наконец армянские власти показали «свой» характер. На самом же деле, Армения дает Турции возможность без цейтнота и более масштабно продолжать давить по Карабаху, путем шантажа нератификации протоколов в Великом национальном собрании Турции. Если до 22-го апреля Армения могла дать «задний ход» из-за нарушения Турцией «разумных сроков» ратификации и угрозы депортации армян, то теперь мы лишили себя возможности такого маневра.
Но ведь, как известно, политика – это искусство возможного…
А вот любителям тезиса «политика – это искусство возможного» поясню. Во-первых, так можно объяснить любой внешнеполитический провал; а во-вторых, возможности напрямую зависят от способности маневрирования. Следовательно: «политика – это еще и возможность маневра». Но в Армении формируется традиция, когда уже второй год, в канун Дня Памяти Геноцида, власти целенаправленно сужают свободу армянской дипломатии. Так, в 2009г. – подписана «дорожная карта», в 2010г. – всего лишь отозваны протоколы. Те, кто оправдывают такое поведение властей наличием давления на Армению, по всей видимости не в курсе, что государство для того и существует, чтобы эффективно противодействовать внешнему давлению, целенаправленно защищая интересы нации. На сегодня в Армении выбрана более изощренная тактика: сравнивать количество «достижений» армянской дипломатии с количеством «провалов» турецкой, при этом, считая дипломатию Азербайджана полностью неконкурентной в сравнении с нашими «инициативами».
К чему нас может привести эта тактика?
Мы являемся свидетелями подготовки капитуляции типа «купи-продай», присущей уровню интеллекта олигархической элиты: «Армяне готовы вернуть земли вокруг НКАО образца 1988г. взамен на …». С этой идеей смело можно обращаться за Нобелевской премией мира, сформулировав ее приблизительно так: «Каким способом земли, возвращенные кровью, возможно отдать без крови». Нет сомнения, что мы будем вне конкуренции, так как за всю историю человечества никому и в голову не приходило говорить и, тем более, вытворять такое.
Освобожденные территории – это не объект какого-то олигарха, купленные в свое время по бросовой цене, чтобы вести примитивный базарный торг вокруг них. Это собственность армянской нации, так как за них пролита армянская кровь и отданы армянские жизни. Собственность нации принадлежит нашим потомкам, а, следовательно, никто не вправе ею торговать.
То есть, в погоне за отказом Турцией от своих предусловий, мы забыли о предусловиях собственных в виде достижения исторической правды?
После подписания протоколов, предусловий у Армении действительно уже нет. Дело в том, что армянская нация имеет к Турции объективно сформированные предусловия. Геноцид, а не Мец Ехерн – юридическое понятие, предполагающее официальное признание и ликвидацию всех его последствий: территориальных, имущественных, финансовых, моральных. Отрицание Геноцида и закрытие границы в 1993г. – есть продолжение Турцией политики Геноцида. То есть, Армения подписала протоколы с государством, которое, продолжая политику Геноцида, является де-юре преступным, а де-факто – враждебным. Хотя в протоколах не упомянуты Карабах и Геноцид, Армения «похоронила» свои предусловия, поскольку в юриспруденции применяется прямое или косвенное упоминание объекта права. Комментарии Конституционного суда доказывают косвенное наличие в протоколах объектов права (Карабах, Геноцид и его последствия). Так признание в протоколах территориальной целостности Турции и ее границ с Арменией, а также создание подкомиссии по историческим вопросам является косвенной юридической нейтрализацией возможностей ликвидации последствий Геноцида, что существенно обесценивает факты признания самого Геноцида в мире. А упоминание в них третьих стран позволяет Турции механизмами международного права сотрудничать с Азербайджаном и вмешиваться в карабахский процесс. Со своей стороны, Баку пытается юридически закрепить свою территориальную целостность, тем самым, рассматривая «право народов на самоопределение» на фоне юридического приоритета принципа «территориальной целостности». Поэтому Алиев-младший не устает повторять о «самом высоком статусе Карабаха в составе Азербайджане». Протоколами Армения отказывается от своих предусловий, а Турция и Азербайджан могут механизмами международного права синхронизировать свои действия по Карабаху.
Предположим, что Армения установит дипотношения хотя бы на одном из условий Турции. Это, что приведет к вечному миру и добрососедству между нами?
У хищника, получающего уступки, разыгрывается аппетит. Закон истории гласит: стремление к миру порождает войну. «Разыгравшийся аппетит» Турции стал причиной подписания 4 июня 1918г. в Батуми договора, по которому Армения «получала» лишь клочок земли в 12000 кв. км, – наиболее засушливые земли в районе Севана и Еревана. Кроме того, почуяв опасность, хищник согласен практически на все. Подписал же Азербайджан в 1994г. унизительный для себя документ о прекращении огня, согласившись на подпись НКР, тем самым де-юре признав ее существование. Почему же в те дни Азербайджан не обуславливал подписание требованиями «самого высокого статуса Карабаха в составе Азербайджана» или «возвращения территорий»? Что тогда было бы? А было бы то, что не было бы Азербайджана. Еще одно правило: если хищнику необходимо переждать, он ведет себя дружелюбно до момента «Х». Например, даже в начале 1915г. некоторые лидеры младотурков лестно отзывались об армянах. Вот почему крайне глупо выглядят аргументы, типа: «Мы с азербайджанцами (турками) мирно живем вместе!». Так говорили и армяне в Азербайджане, вплоть до погромов 1988-90гг. Соответственно, нам негоже озвучивать примитивные формулировки типа «Турция 21-го века – это не та Турция» или «Турция сделает все, чтобы войти в ЕС», или «соседи должны жить мирно» и т.д. Чего ради современная Турция должна отказываться от своих стратегических, интересов? В отличие от нас, она серьезное государство и поэтому, в крайнем случае, может сменить лишь форму представления этих интересов миру. Во-вторых, именно потому что Турция серьезное государство, она согласится войти в ЕС только на выгодных для себя условиях, как она сделала при вступлении в ВТО. В-третьих: если мы пиарим добрососедство, то почему власть и «оппозиция» допустили события 1-го марта 2008г. Проповедуя мир с соседями, будьте добры обеспечить его у себя. С учетом неуклонно снижающегося интеллекта «независимой» Армении, такой примитивизм с каждым годом приобретает все больше «поклонников» у населения. И если представители армянской нации, причисляющие себя к элите, пропагандируют такие лозунги, то: либо они просто неучи, либо они идеалисты из «не реал политик», либо они намеренно ведут нас к катастрофе, либо им глубоко наплевать на судьбу нации.
В таком случае, почему Турция не ратифицирует Протоколы, если ей это выгодно?
К нашему несчастью, никакого парадокса здесь нет, так как мы, как всегда, допускаем историческую и методологическую ошибку управления, пытаясь психологией жертвы объяснить поведение хищника. Приходится повторять вновь и вновь, что теория управления однозначно утверждает: если два и более процесса идут в одном и том же регионе и в одно и тоже время, то эти процессы однозначно связаны, обусловлены и зависят друг от друга, причем каждый из них является предусловием для другого. Следовательно, невозможно разделить армяно-турецкие и армяно-азербайджанские процессы друг от друга. Вот почему после начала «футбольной дипломатии» карабахская тема попала под пресс международных посредников. Итак, инстинкт хищника требует получить больше, чем только возможность юридической нейтрализации последствий Геноцида и юридической синхронизации с Азербайджаном по Карабаху. И это большее есть обеспечение ускоренного решения карабахского вопроса по тюркскому сценарию, путем, в частности, шантажа нератификации протоколов.
По Вашим словам, турки уже провели «работу над ошибками», а как насчет нас?
Создается впечатление, что все власти «независимой» Армении, «изучив» работу Гарегина Нжде «Открытые письма армянской интеллигенции», решили все делать наоборот. По всей видимости, мы не отдаем себе отчета в том, насколько ситуация для нас опасна. Мы так увлеклись «реал политик», с «прагматизмом» и «реализмом» в нашем понимании, так усердно вдалбливаем своему народу идеи ущербности и слабости, такое большое внимание обращаем на то, что говорят и пишут о нас и какими популярными мы стали в мире, что просто диву даешься! В 1915г. мы тоже были популярны в мире. И после расстрела нашего парламента в 1999г. все мировые СМИ говорили и писали о нас. И что? Это нам помогло? А ведь второй раз за последние сто лет для Армении создается парадоксальная ситуация – свои условия победителям навязывают побежденные, Турция – после поражения в Первой Мировой войне и Азербайджан – после поражения в Карабахской войне. Либо мы становимся милитаризованным и конкурентоспособным национальным государством по типу Израиля, но со своими традициями уважения прав и свобод, либо, став «политическими попрошайками» ждем катастрофы. Так как последнее утверждение вызовет бурный гнев армянских парвеню, то специально для них приведем два простых, но знаменательных событий нашей истории 1920-21гг. Первое, стремление к миру и братанию с «большевистской» Турцией привело к бескровному падению неприступной и вооруженной до зубов армянской Карсской крепости. Второе, неприятие «мира любой ценой» позволило Гарегину Нжде организовать беспрецедентное сопротивление практически безоружного населения горного Сюника. Подведем итог: Карская область находится в границах Турции, а горный Сюник – в границах Армении. Вот это и есть «реал политик», с «прагматизмом» и «реализмом» в придачу, так как горный Сюник мы можем «реально и прагматично» потрогать как хозяева, а Карскую область, в лучшем случае, – только в качестве гостя и обязательно со слезами на глазах…
27.04.10, АрмИнфо
Leave a Reply
Կայքի մոդերատորներն իրավունք ունեն հեռացնելու այն գրառումները, որոնք պարունակում են անձնական վիրավորանքներ, բռնության կոչեր, թեմայից դուրս գրառումներ, գովազդային նյութեր։ Նաև չի խրախուսվում շատախոսությունը (flood):
You must be logged in to post a comment.