Источник: Голос Армении, 28.01.2010
Смотрите также по теме:
Հ. Մեսրոբյանն ընդդեմ Ս. Արությունովի, տեսանյութ, 30.05.2009
Блеяние волков, Арутюн МЕСРОБЯН, Голос Армении, 13.05.2009
Размышления по поводу академика НАН РА С.Арутюнова в программе “Урвагиц” ТВ компании “Кентрон” 5 мая 2009 г.
Собственно, этот материал даже не об ученом с мировым именем, заведующим отделом Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая, члене-корреспонденте Российской Академии наук Сергее Арутюнове. Скорее – об отношении так называемой интеллектуальной прослойки современного армянского общества к знаменитому соотечественнику: его любят и лелеют, его превозносят, им восхищаются, ему признательны, ему благодарны, не перечат, ему предоставляют эфир…
Спрашивается, чем он заслужил подобное к себе отношение? Уж не тем ли, что на днях в эфире армянского телевидения вновь муссировал свои излюбленные темы про “турецко-армянский геноцид” и “так называемый геноцид”? Или дело здесь в нашем раболепском восхвалении каждого соотечественника, добившегося международного признания?
Между тем сам этнограф весьма сдержан в своих “национальных чувствах”. В нужном месте и в нужное время он не брезгует подменять науку демагогией, а вместе с ней – совершенно некорректными и попросту лживыми фактами.
26 августа 2008 года в прямом эфире KM TV был организован “круглый стол” с участием Евгения Войко (эксперт Центра политической конъюнктуры), Кирилла Фролова (пресс-секретарь Союза православных граждан), Валерия Коровина (лидер Евразийского союза молодежи), Руслана Харабуа (эксперт Института стран СНГ) и самого Сергея Арутюнова. Обсуждались два вопроса: а) должна ли РФ признать независимость Абхазии и Южной Осетии? б) стоит ли РФ опасаться обострения конфронтации с Западом в случае положительного решения по данному поводу?
Так вот, отвечая на вопрос ведущего (можно ли сказать, что грузины для абхазов, для осетин – это то же самое, что турки для армян?), Сергей Арутюнов ответил: “Нет, никоим образом этого нельзя сказать. Во-первых, турецко-армянская вражда разжигается дашнаками в их собственных интересах. А в интересах Армении, армянского населения, Республики Армения – налаживание добрососедских отношений с Турцией и Азербайджаном”.
Другой пример. 28 февраля 2006 года он делится мыслями с радиостанцией “Свобода” относительно перспектив развития армяно-турецких отношений: “Самое главное – это, конечно, вопрос геноцида. И здесь должен быть какой-то церемониальный акт примирения. Дело в том, что, с одной стороны, Турция должна признать, что она осуществляла геноцид в отношении армян, но и Армения должна признать, что армянский народ, армянские национально-патриотические круги, когда Армения еще не существовала как самостоятельное государство, но существовало национальное движение, были действительно отдельные моменты угрозы для стратегического положения или для военного положения Турции. Армяне способствовали в Турции продвижению российских войск, армяне действительно активно переходили на их сторону. Но кроме того, факт то, что и армяне осуществляли геноцид в отношении мусульманского населения там, где для этого была возможность. Они, конечно, несопоставимы по масштабам, но морально они однозначны. Потому что убийство десяти тысяч детей и убийство одного ребенка с моральной точки зрения – это одно и то же”.
Пошли далее. О недовольстве армян Грузии дискриминационной политикой властей. В разные годы наш соотечественник говорил одно и то же: “Армяне Джавахетии должны вести себя так, как ведут себя армяне Франции, Аргентины, Соединенных Штатов и других стран, где имеются большие армянские диаспоры. Во всех этих странах армяне стараются прежде всего быть хорошими гражданами той страны, в которой они живут, так что и армянам Джавахка я посоветую всю свою энергию направить на то, чтобы быть хорошими грузинскими гражданами”.
Еще один пример: радиостанция “Свобода”, эфир 10 марта 2003 года: “Если бы я был в составе армянского руководства, то я бы, конечно, опасался самоопределения Чечни. Если как-то чеченские, ичкерийские боевики утвердятся, сохранят и нарастят какую-то силу, вполне возможно участие какой-то части чеченских добровольцев, допустим, в конфликте на рубежах Карабаха. Один хорошо вооруженный армянский полк разобьет любую азербайджанскую армию, но один даже посредственно вооруженный чеченский полк разобьет любую армянскую армию”. И это, заметим, говорит ученый с мировым именем, который либо не знает даже истории десятилетней давности и не знаком с признанием воевавшего в Карабахе Шамиля Басаева, либо (что вероятнее) – преднамеренно продвигает “нужный тезис”.
И далее: “Это просто генетически унаследованный уровень способностей к войне, военного дарования. У армян оно среднее, но приличное, у азербайджанцев оно очень низкое, но у чеченцев… Сравниться с чеченцами в мире в этом плане могут только непальские гурки, которые составляли элитные части британской колониальной армии, это суперсолдаты. Поэтому, конечно, очень желательно для Армении, чтобы такой противник на ее рубежах не появлялся, а чтобы он не появлялся, желательно замирение с Чечней”.
Есть такой известный афоризм: тот, кто ничего, кроме химии, не знает, тот и химию не знает достаточно. Так вот, если всемирно известный этнограф – виднейший специалист по народам Дальнего Востока и Крайнего Севера обеспечивает столь поверхностное знание профессионального предмета, то, видимо, о народах Дальнего Востока и Крайнего Севера лучше черпать информацию у других авторов.
Впрочем, скорее всего он реализует конкретные указания, ибо с некоторых пор Сергей Арутюнов – самый “антиармянский” рупор из всех “армянских”.
В апреле 2001 года он, так обожаемый некоторыми наш соотечественник, прочитал курс лекций на кафедре этнографии Ереванского, заметим, государственного университета на тему “Современные этнические конфликты на Кавказе”. Очень познавательные лекции.
“Можно говорить об армяно-грузинских конфликтах, но на самом деле это были не армяно-грузинские конфликты. Это были конфессиональные конфликты, конфликты монофизитов и халкедонитов, и, скажем, армяне- халкедониты, их было немало, но они ассоциировались в крайнем случае с грузинами и наоборот. Так что это были конфликты конфессиональные”.
Впрочем, отдадим ему должное, говорил он и об уничтожении памятников в Тбилиси: “К сожалению, бездумно уничтожаются многие памятники, а может быть, не бездумно. Вот одним из проявлений грузинского национализма явилось уничтожение азербайджанских памятников на территории Тбилиси. Я очень люблю проводить время в ботаническом саду. Ботанический сад в Тбилиси включал в себя территорию азербайджанского кладбища, точнее, мусульманского (90% могил были азербайджанские). Среди многих памятников, в том числе среди семейной усыпальницы Ахундовых, в том числе Зии Ахундова, единственного комплекса могил, который сохранился, не был разрушен, была замечательная могила, которая исчезла”.
Стоит ли отмечать, что ни слова об армянских памятниках….
Можно привести еще массу разных примеров, где Сергей Арутюнов раскрывается во всем своем великолепии. Но, как было отмечено вначале, материал не о нем.
Наверное, мы не нарушим этикета если процитируем два поздравительных письма от коллективов армянских ученых по случаю 75-летия Арутюнова (в конце концов, письма красуются на его личной страничке в интернете).
ПЕРВОЕ ПИСЬМО ОТ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ НАН РА:
“Дорогой Сергей Александрович!
Сердечно поздравляем Вас с замечательным юбилеем. Мы гордимся, что можем считать Вас, патриарха современной этнографической науки, нашим почетным сотрудником и другом. Каждый Ваш приезд становится для нас настоящим катализатором идей, расширяя круг Ваших учеников и поклонников. На Ваших трудах выросло не одно поколение армянских этнографов, Ваши легендарные лекции с нетерпением ждут не только новые студенты, но и давние коллеги.
Мы всегда ощущали Вашу доброжелательность и поддержку всем нашим аспирантам, которые учились в Москве и не только там. Многие наши известные ученые так или иначе обязаны Вам своими успехами и достижениями.
В последние годы, когда связи с российской наукой практически прервались, Вы остались одним из немногих, кто продолжает связывать наши научные миры. Мы очень дорожим Вашей дружбой и сотрудничеством.
Желаем Вам сибирского здоровья, кавказского долголетия и японской стойкости” (ну и, как полагается, подписи).
ВТОРОЕ ПИСЬМО ОТ ДЕКАНАТА ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЕГУ:
“Дорогой Сергей Александрович!
От имени всего коллектива исторического факультета Ереванского государственного университета поздравляем Вас с юбилеем.
Вы не только великий этнограф, чьи многочисленные работы известны во всем мире. Вы не только человек, который очень многое сделал для развития этнографической науки. Сергей Александрович Арутюнов – большой друг армянской этнографии и Ереванского государственного университета. Сотни выпускников помнят прекрасные встречи с Вами, дни, проведенные в составе этнографической экспедиции ЕГУ, прекрасные лекции. Для многих Вы прекрасный пример безграничной преданности науке, пример честности, принципиальности и объективности…
Каждый Ваш приезд в Армению – маленький праздник, праздник души и науки, праздник встречи с великим, скромным, дружелюбным патриархом науки.
Дорогой Сергей Александрович! Примите наши наилучшие, искренние поздравления. Желаем Вам крепкого здоровья, долгих и долгих лет жизни и творческих успехов, новых встреч в Армении и ЕГУ.
От имени коллектива исторического факультета ЕГУ” (и подписи).
А совсем недавно Национальная Академия наук РА присвоила ему высокое звание иностранного члена академии. Думается, что если такое отношение не изменится в самое ближайшее время, то у нас действительно очень серьезные проблемы с нашей историей и этнографией, но уже не в плане нынешнего состояния этих дисциплин.